Сообщений: 263 Откуда: Менск, Беларусь Зарегистрирован: 01 Февраля 2007, 14:00:49 Пол:
Не определен Статус: offline
Опубликовано 23 Июня 2009, 07:04:27
Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов
Республики Беларусь 6 августа 2008 г. N 2/1524
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
17 июля 2008 г. N 427-З
О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Принят Палатой представителей 24 июня 2008 года
Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года
Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения
1. Аккредитация журналиста средства массовой информации - подтверждение права журналиста средства массовой информации освещать мероприятия, организуемые государственными органами, политическими партиями, другими общественными объединениями, иными юридическими лицами, а также другие события, происходящие на территории Республики Беларусь и за ее пределами.
2. Вид средства массовой информации - газета, журнал, бюллетень, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, иная совокупность информационных сообщений и (или) материалов (передач), носящих периодический характер и предназначенных для неопределенного круга лиц.
3. Видео-, кинохроникальная программа - совокупность аудио-, аудиовизуальных информационных сообщений и (или) материалов (передач), имеющих постоянное название и носящих периодический характер.
4. Выпуск средства массовой информации - выход в свет печатного средства массовой информации, средства массовой информации, распространяемого через глобальную компьютерную сеть Интернет, или выход в эфир телевизионного, радиовещательного средства массовой информации.
5. Главный редактор (редактор) средства массовой информации - руководитель юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, либо уполномоченное им лицо.
6. Журналист иностранного средства массовой информации - физическое лицо, занимающееся сбором, редактированием и созданием (подготовкой) информационных сообщений и (или) материалов для юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, зарегистрированного за пределами Республики Беларусь, связанное с этим юридическим лицом трудовыми отношениями и имеющее аккредитацию в Республике Беларусь.
7. Журналист средства массовой информации - физическое лицо, занимающееся сбором, редактированием и созданием (подготовкой) информационных сообщений и (или) материалов для юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, связанное с этим юридическим лицом трудовыми либо другими договорными отношениями.
8. Иностранное средство массовой информации - средство массовой информации, зарегистрированное за пределами Республики Беларусь.
9. Информационное агентство - юридическое лицо, осуществляющее сбор, создание (подготовку), хранение информационных сообщений и (или) материалов и их распространение в средствах массовой информации и имеющее одновременно статус юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, и распространителя продукции средства массовой информации.
10. Корреспондентский пункт - обособленное подразделение юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации и которое осуществляет сбор, хранение и создание (подготовку) информационных сообщений и (или) материалов для данного средства массовой информации, а также распространение его продукции.
11. Массовая информация - предназначенные для неопределенного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие информационные сообщения и (или) материалы, опубликованные в печати, сообщенные посредством телевизионного вещания и радиовещания или в иной форме периодического распространения.
12. Недостоверная информация - не соответствующие действительности информационные сообщения и (или) материалы, распространяемые средством массовой информации.
13. Периодичность средства массовой информации - выпуск средства массовой информации определенное количество раз через определенный промежуток времени.
14. Печатное средство массовой информации - газета, журнал, бюллетень, другое издание, имеющие постоянное название, порядковый номер, сквозную нумерацию страниц и выходящие в свет не реже одного раза в шесть месяцев.
15. Продукция средства массовой информации - тираж (часть тиража) отдельного номера печатного средства массовой информации, отдельный выпуск радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- либо видеозаписи программы, а также информационные сообщения и (или) материалы, распространяемые в установленном порядке через глобальную компьютерную сеть Интернет.
16. Радио-, телепрограмма - совокупность аудио-, аудиовизуальных информационных сообщений и (или) материалов (радио-, телепередач), имеющих постоянное название и носящих периодический характер.
17. Радиовещательное средство массовой информации - радиопрограмма, распространяемая с использованием средств электросвязи не реже одного раза в шесть месяцев.
18. Распространение продукции средства массовой информации - продажа, подписка, доставка печатного средства массовой информации, аудио- либо видеозаписей программ, трансляция и ретрансляция радио-, телепрограмм, демонстрация кинохроникальных программ, иная форма доведения массовой информации до всеобщего сведения.
19. Распространитель продукции средства массовой информации - юридическое или физическое лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
20. Средство массовой информации - форма периодического распространения массовой информации с использованием печати, телевизионного вещания и радиовещания, глобальной компьютерной сети Интернет.
21. Субъекты правоотношений в сфере массовой информации - республиканский орган государственного управления в сфере массовой информации, общественный координационный совет в сфере массовой информации, учредитель (учредители), главный редактор (редактор), журналист средства массовой информации, юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, а также информационное агентство, корреспондентский пункт, распространитель продукции средства массовой информации.
22. Телевизионное вещание и радиовещание - распространение массовой информации с использованием технических средств вещания для индивидуального или коллективного приема неограниченным кругом лиц с помощью теле- и радиоприемников.
23. Телевизионное средство массовой информации - телепрограмма, распространяемая с использованием средств электросвязи не реже одного раза в шесть месяцев.
24. Учредитель (учредители) средства массовой информации - физическое или юридическое лицо, в том числе государственный орган, самостоятельно либо совместно с другими физическими или юридическими лицами принявшее решение о создании средства массовой информации и обратившееся за его государственной регистрацией.
25. Физическое лицо - гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин, лицо без гражданства.
26. Юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, - юридическое лицо, осуществляющее производство и выпуск средства массовой информации на основании решения учредителя (учредителей) средства массовой информации (далее - решение о редакции средства массовой информации), либо в случае, если указанное юридическое лицо не является учредителем средства массовой информации, - на основании договора этого юридического лица с учредителем (учредителями) средства массовой информации (далее - договор о редакции средства массовой информации).
Статья 2. Правовая основа деятельности средств массовой информации
1. Правовую основу деятельности средств массовой информации составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, международные договоры Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь.
2. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора Республики Беларусь.
Статья 3. Сфера действия настоящего Закона
1. Действие настоящего Закона распространяется на средства массовой информации, учреждаемые в Республике Беларусь, а также на иностранные средства массовой информации в части, касающейся их деятельности на территории Республики Беларусь.
2. Действие настоящего Закона распространяется на аналоги печатных, телевизионных и радиовещательных средств массовой информации, которые распространяются через глобальную компьютерную сеть Интернет, за исключением требований о государственной регистрации средств массовой информации.
Статья 4. Основные принципы деятельности средств массовой информации
Основными принципами деятельности средств массовой информации являются:
достоверность информации - средства массовой информации должны распространять информацию, соответствующую действительности;
законность - информация не должна противоречить требованиям законодательства Республики Беларусь;
равенство - средства массовой информации исходят из равенства прав всех физических лиц, государственных органов, политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц на распространение и получение массовой информации;
уважение прав и свобод человека - средства массовой информации обеспечивают соблюдение прав и свобод человека, гарантированных Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства Республики Беларусь;
многообразие мнений - средства массовой информации обеспечивают свободное выражение и распространение различных мнений и взглядов в обществе;
развитие национальной культуры - средства массовой информации содействуют распространению и популяризации национальных культурных ценностей;
защита нравственности - средства массовой информации не должны допускать распространения информации, посягающей на нормы общественной нравственности;
соблюдение норм профессиональной этики журналистов и общепринятых норм морали - журналисты средств массовой информации в своей деятельности должны неукоснительно соблюдать нормы профессиональной этики и общепринятые нормы морали.
Статья 5. Свобода мнений, убеждений и их свободное выражение
В Республике Беларусь каждому гарантируются свобода мнений, убеждений и их свободное выражение.
Статья 6. Недопустимость монополизации средств массовой информации
Монополизация средств массовой информации государственными органами, политическими партиями, другими общественными объединениями, иными юридическими или физическими лицами не допускается.
Статья 7. Недопустимость незаконного ограничения свободы массовой информации
Не допускается незаконное ограничение свободы массовой информации, которое выражается:
в осуществлении цензуры массовой информации - требовании со стороны должностных лиц, государственных органов, политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц к юридическому лицу, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, информационному агентству, корреспондентскому пункту, главному редактору (редактору), журналисту, учредителю (учредителям) средства массовой информации предварительно согласовывать информационные сообщения и (или) материалы, за исключением случаев согласования с автором или интервьюируемым, распространения официальных информационных сообщений в соответствии со статьями 18 и 26 настоящего Закона;
во вмешательстве в сферу профессиональной самостоятельности юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации;
в приостановлении или прекращении выпуска средства массовой информации с нарушением требований настоящего Закона, иных актов законодательства Республики Беларусь;
в принуждении журналиста средства массовой информации к распространению либо отказу от распространения информации;
в нарушении прав журналиста средства массовой информации, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь;
в ином воспрепятствовании в какой-либо форме законной деятельности учредителя (учредителей) средства массовой информации, юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, распространителя продукции средства массовой информации.
Статья 8. Финансирование средств массовой информации
1. Источниками финансирования средств массовой информации могут быть средства учредителя (учредителей), средства республиканского и местных бюджетов, а также иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.
2. Запрещается получать денежные средства и другое имущество в целях финансирования средств массовой информации от:
2.1. иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории Республики Беларусь, за исключением случаев участия указанных лиц в уставном фонде юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, а также других случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
2.2. анонимных источников.
Статья 9. Язык средств массовой информации
1. Массовая информация может распространяться в Республике Беларусь на государственных языках Республики Беларусь и на других языках.
2. В средствах массовой информации не допускается использование нецензурных слов и выражений.
Глава 2
ПОРЯДОК УЧРЕЖДЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
(ПЕРЕРЕГИСТРАЦИИ) СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Статья 10. Учреждение средств массовой информации
1. Физические лица, государственные органы, политические партии, другие общественные объединения, иные юридические лица, в том числе иностранные, учреждают средства массовой информации в порядке и на условиях, определенных настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.
2. Иностранные юридические лица, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие на территории Республики Беларусь, могут учреждать средства массовой информации только совместно с гражданами и юридическими лицами Республики Беларусь.
3. Не может выступать в качестве учредителя средства массовой информации физическое лицо:
3.1. не достигшее восемнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, когда в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь несовершеннолетний приобретает дееспособность в полном объеме до достижения восемнадцатилетнего возраста;
3.2. отбывающее наказание по приговору суда или признанное решением суда недееспособным;
3.3. ранее выступавшее в качестве учредителя средства массовой информации, выпуск которого прекращен, - в течение трех лет со дня вступления в силу решения суда о прекращении выпуска средства массовой информации;
3.4. лишенное в установленном порядке права заниматься деятельностью, связанной с производством и выпуском средства массовой информации.
Статья 11. Государственная регистрация средств массовой информации
1. Средства массовой информации подлежат государственной регистрации в республиканском органе государственного управления в сфере массовой информации в порядке, установленном настоящим Законом, иными актами законодательства Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 3 и пунктом 7 статьи 13 настоящего Закона.
Порядок государственной регистрации средств массовой информации, распространяемых через глобальную компьютерную сеть Интернет, определяется Советом Министров Республики Беларусь.
2. Иностранные средства массовой информации, распространяющие на территории Республики Беларусь свою продукцию с изменением ее формы или содержания, подлежат государственной регистрации в республиканском органе государственного управления в сфере массовой информации в порядке, установленном настоящим Законом.
3. Права и обязанности учредителя (учредителей) средства массовой информации, юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, предусмотренные настоящим Законом, возникают с момента государственной регистрации средства массовой информации.
Статья 12. Регистрационные требования
1. При государственной регистрации средства массовой информации в республиканский орган государственного управления в сфере массовой информации учредителем (учредителями) либо уполномоченным им (ими) лицом подается заявление по форме, установленной республиканским органом государственного управления в сфере массовой информации, с указанием следующих сведений:
1.1. учредитель (учредители) средства массовой информации;
1.2. название и вид средства массовой информации;
1.3. язык средства массовой информации;
1.4. юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой информации;
1.5. адрес юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации;
1.6. предполагаемая территория распространения средства массовой информации;
1.7. специализация (тематика) средства массовой информации;
1.8. источники финансирования средства массовой информации;
1.9. периодичность средства массовой информации;
1.10. предполагаемый тираж средства массовой информации (для печатного средства массовой информации);
1.11. сведения о том, является ли учредитель главным редактором (редактором) или журналистом других средств массовой информации (для учредителя средства массовой информации - физического лица), учредителем других средств массовой информации, распространителем продукции средств массовой информации (для учредителей средств массовой информации - физических и юридических лиц).
2. К заявлению, предусмотренному пунктом 1 настоящей статьи, прилагаются:
2.1. копии учредительных документов юридического лица, документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для учредителя средства массовой информации - юридического лица Республики Беларусь);
2.2. легализованная выписка из торгового реестра страны, где иностранная организация учреждена, или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранного юридического лица в соответствии с законодательством страны его учреждения (для учредителя средства массовой информации - иностранного юридического лица);
2.3. копия документа, удостоверяющего личность физического лица (для учредителя средства массовой информации - физического лица);
2.4. копии учредительных документов и документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации (для юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, не являющегося учредителем средства массовой информации);
2.5. копия решения о редакции средства массовой информации либо договора о редакции средства массовой информации;
2.6. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию средства массовой информации.
3. Представления копий документов, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 2 настоящей статьи, не требуется для государственных органов, а также для иных государственных организаций, правовой статус которых определен Конституцией Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь.
В случае, если на государственный орган или иную государственную организацию, указанные в части первой настоящего пункта, возложены функции редакции средства массовой информации, также не требуется представления копий документов, предусмотренных подпунктом 2.4 пункта 2 настоящей статьи.
Статья 13. Порядок государственной регистрации средств массовой информации
1. Решение о государственной регистрации средства массовой информации и его включении в Государственный реестр средств массовой информации принимается республиканским органом государственного управления в сфере массовой информации в месячный срок со дня получения заявления и документов, предусмотренных статьей 12 настоящего Закона.
2. Заявление о государственной регистрации средства массовой информации возвращается заявителю без рассмотрения с указанием основания возврата, если:
2.1. заявление подано с нарушением требований, установленных статьей 12 настоящего Закона;
2.2. заявление от имени учредителя (учредителей) подано лицом, не имеющим на то полномочий.
3. Республиканский орган государственного управления в сфере массовой информации в пределах срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, принимает одно из следующих решений:
3.1. о государственной регистрации средства массовой информации;
3.2. об отказе в государственной регистрации средства массовой информации.
4. Отказ в государственной регистрации средства массовой информации и нарушение республиканским органом государственного управления в сфере массовой информации установленного для государственной регистрации срока могут быть обжалованы учредителем (учредителями) средства массовой информации в судебном порядке.
5. Средство массовой информации считается зарегистрированным и вправе осуществлять свою деятельность со дня включения его в Государственный реестр средств массовой информации, ведение которого осуществляется республиканским органом государственного управления в сфере массовой информации.
После включения средства массовой информации в Государственный реестр средств массовой информации его учредителю (учредителям) выдается свидетельство о государственной регистрации средства массовой информации.
Форма свидетельства о государственной регистрации средства массовой информации и порядок его выдачи, а также перечень сведений, включаемых в свидетельство о государственной регистрации, устанавливаются республиканским органом государственного управления в сфере массовой информации.
6. За учредителем (учредителями) средства массовой информации сохраняется право приступить к выпуску средства массовой информации в течение одного года - для телевизионных и радиовещательных средств массовой информации и шести месяцев - для печатных средств массовой информации со дня включения их в Государственный реестр средств массовой информации.
7. Не требуется государственной регистрации:
7.1. средств массовой информации, специально учрежденных государственными органами и иными государственными организациями только для распространения их официальных заявлений, а также для официального опубликования правовых актов;
7.2. радио- и телепрограмм, распространяемых по сетям, ограниченным помещениями и территорией одной организации или имеющим не более десяти абонентов;
7.3. аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров;
7.4. печатных средств массовой информации, выходящих в свет тиражом, не превышающим 299 экземпляров.
Статья 14. Перерегистрация средств массовой информации
1. Перерегистрация средств массовой информации осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 11 - 13 настоящего Закона. Заявление о перерегистрации средства массовой информации подается в месячный срок с момента возникновения оснований для перерегистрации, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
2. Перерегистрация средств массовой информации является обязательной:
2.1. при реорганизации (ликвидации) юридического лица, являющегося одним из учредителей средства массовой информации;
2.2. при смене состава учредителей средства массовой информации;
2.3. при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 1.2 и 1.4 пункта 1 статьи 12 настоящего Закона.
3. При изменении иных сведений, подлежащих включению в Государственный реестр средств массовой информации, учредитель (учредители) средства массовой информации в месячный срок со дня их изменения письменно уведомляет об этом республиканский орган государственного управления в сфере массовой информации с приложением документов, подтверждающих соответствующие изменения.
Статья 15. Основания для отказа в государственной регистрации средства массовой информации
1. Основаниями для отказа в государственной регистрации средства массовой информации являются:
1.1. несоблюдение требований, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 10 настоящего Закона;
1.2. несоответствие действительности сведений, указанных в заявлении о государственной регистрации средства массовой информации;
1.3. несоответствие названия, специализации (тематики) средства массовой информации требованиям, предусмотренным статьей 38 настоящего Закона;
1.4. наличие в Государственном реестре средств массовой информации средства массовой информации с таким же названием;
1.5. возложение функций редакции средства массовой информации на юридическое лицо (коммерческую организацию), в уставном фонде которого доля иностранных инвестиций составляет 30 и более процентов;
1.6. возложение функций редакции средства массовой информации на юридическое лицо (некоммерческую организацию), 30 и более процентов учредителей (участников, членов) которого составляют иностранные юридические лица, иностранные граждане и (или) лица без гражданства, постоянно не проживающие на территории Республики Беларусь.
2. Сообщение об отказе в государственной регистрации средства массовой информации направляется заявителю в письменной форме в десятидневный срок со дня принятия решения с указанием оснований для отказа, но не позднее месячного срока со дня получения документов, предусмотренных статьей 12 настоящего Закона.
Статья 16. Признание государственной регистрации средства массовой информации недействительной. Аннулирование свидетельства о государственной регистрации средства массовой информации
1. Государственная регистрация средства массовой информации может быть признана решением суда недействительной в случае, если она проведена с нарушением требований настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.
2. Республиканский орган государственного управления в сфере массовой информации аннулирует свидетельство о государственной регистрации средства массовой информации, если:
2.1. средство массовой информации не прошло перерегистрацию;
2.2. учредителем (учредителями) средства массовой информации пропущены сроки, предусмотренные пунктом 6 статьи 13 настоящего Закона;
2.3. выпуск средства массовой информации прекращен по решению суда в порядке, предусмотренном статьей 51 настоящего Закона, либо учредителем (учредителями) средства массовой информации в соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 29 настоящего Закона;
2.4. ликвидировано юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой информации либо которое является единственным учредителем средства массовой информации;
2.5. умерло (объявлено умершим) физическое лицо, являющееся единственным учредителем средства массовой информации, если наследники не заявили о принятии прав и обязанностей учредителя (учредителей) средства массовой информации;
2.6. в учредительные документы юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, внесены изменения, предусматривающие исключение видов деятельности, связанных с производством и выпуском средства массовой информации (в случае, если такие виды деятельности указывались в учредительных документах);
2.7. признано утратившим силу, недействительным или отменено решение о редакции средства массовой информации либо прекратил действие договор о редакции средства массовой информации и не представлены в республиканский орган государственного управления в сфере массовой информации документы, подтверждающие возложение функций редакции средства массовой информации на иное юридическое лицо.
3. В случае признания государственной регистрации средства массовой информации недействительной или аннулирования свидетельства о государственной регистрации средства массовой информации по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, средство массовой информации подлежит исключению из Государственного реестра средств массовой информации.
Глава 3
ПОРЯДОК РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРОДУКЦИИ СРЕДСТВ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Статья 17. Порядок распространения продукции средства массовой информации
1. Распространение продукции средства массовой информации осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь юридическим лицом, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, либо на основании договора, заключенного им в установленном порядке с распространителем продукции средства массовой информации.
2. Если средство массовой информации распространяет информационные сообщения и (или) материалы, ранее распространенные другим средством массовой информации, то при этом должна быть сделана ссылка на средство массовой информации, ранее распространившее эти информационные сообщения и (или) материалы.
3. Информационные сообщения и (или) материалы, распространяемые информационным агентством, должны сопровождаться ссылкой на данное информационное агентство.
4. Порядок распространения продукции средств массовой информации, распространяемых через глобальную компьютерную сеть Интернет, определяется Советом Министров Республики Беларусь.
5. Продукция иностранного средства массовой информации, распространяемая на территории Республики Беларусь без изменения формы и содержания, может быть распространена в Республике Беларусь после получения иностранным средством массовой информации соответствующего разрешения в республиканском органе государственного управления в сфере массовой информации.
Порядок выдачи разрешения на распространение продукции иностранного средства массовой информации, предусмотренной частью первой настоящего пункта, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 18. Распространение официальных информационных сообщений и (или) материалов
1. Юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, обязано распространить бесплатно и в определенный срок:
1.1. вступившее в законную силу решение суда, в котором содержится требование о сообщении для всеобщего сведения такого решения через данное средство массовой информации;
1.2. поступившие из государственных органов информационные сообщения и (или) материалы, касающиеся деятельности юридического лица, на которое возложены функции редакции данного средства массовой информации.
2. Учредитель (учредители) средства массовой информации вправе обязать юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, поместить в средстве массовой информации бесплатно и в определенный им (ими) срок официальное информационное сообщение и (или) материал от его (их) имени (заявление учредителя (учредителей)). Максимальный объем заявления учредителя (учредителей) определяется в решении о редакции средства массовой информации либо договоре о редакции средства массовой информации.
Статья 19. Хранение информационных сообщений и (или) материалов
1. Юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, обязано сохранять оригиналы распространенных им информационных сообщений и (или) материалов в течение одного года после их распространения.
2. Юридическое лицо, на которое возложены функции редакции телевизионного или радиовещательного средства массовой информации, обязано сохранять в записи не менее одного года со дня выпуска информационные сообщения и (или) материалы собственных радио-, телепередач.
Статья 20. Размещение (распространение) рекламы
Размещение (распространение) рекламы в средствах массовой информации осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь о рекламе.
Статья 21. Изготовление и распространение продукции средств массовой информации эротического характера
1. Порядок изготовления и распространения продукции средств массовой информации эротического характера, а также порядок отнесения продукции средств массовой информации к продукции эротического характера определяются законодательством Республики Беларусь.
2. Розничная продажа продукции печатных средств массовой информации эротического характера допускается только в запечатанных непрозрачных упаковках в специально предназначенных для этого местах и помещениях, определяемых для этих целей местными исполнительными и распорядительными органами.
3. Распространение радио- и телепрограмм эротического характера без специального кодирования сигнала не допускается.
Глава 4
ОСОБЕННОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ СРЕДСТВ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Статья 22. Выходные сведения печатного средства массовой информации
В каждом выпуске печатного средства массовой информации должны быть указаны:
название печатного средства массовой информации;
учредитель (учредители) печатного средства массовой информации;
фамилия, собственное имя и отчество (если имеется) главного редактора (редактора) печатного средства массовой информации;
порядковый номер печатного средства массовой информации и дата его выпуска, а для газет - также время подписания в печать;
цена;
тираж;
штриховой идентификационный код;
подписной индекс (для печатного средства массовой информации, распространяемого по подписке);
адрес юридического лица, на которое возложены функции редакции печатного средства массовой информации;
адрес типографии;
номер свидетельства о государственной регистрации (для печатного средства массовой информации, подлежащего государственной регистрации);
республиканский орган государственного управления в сфере массовой информации, зарегистрировавший данное печатное средство массовой информации (для печатного средства массовой информации, подлежащего государственной регистрации).
Статья 23. Обязательные бесплатные экземпляры печатных средств массовой информации
1. Обязательные бесплатные экземпляры печатных средств массовой информации, в том числе освобожденных от государственной регистрации в соответствии с подпунктами 7.1 и 7.4 пункта 7 статьи 13 настоящего Закона, сразу после издания рассылаются учредителю (учредителям) печатного средства массовой информации, республиканскому органу государственного управления в сфере массовой информации, в учреждение "Национальная книжная палата Беларуси", государственные учреждения "Национальная библиотека Беларуси", "Президентская библиотека Республики Беларусь", "Центральная научная библиотека имени Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси", другие организации согласно перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь.
2. Порядок рассылки обязательных бесплатных экземпляров печатных средств массовой информации определяется положением об обязательном бесплатном экземпляре документов, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь.
Глава 5
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНЫХ
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Статья 24. Порядок осуществления телевизионного вещания и радиовещания
1. Телевизионное вещание и радиовещание осуществляются посредством использования собственных или арендуемых средств электросвязи.
2. Правила ввоза, приобретения и эксплуатации средств электросвязи, в том числе спутниковых, применяемых телевизионными и радиовещательными средствами массовой информации, устанавливаются законодательством Республики Беларусь.
Статья 25. Выходные сведения телевизионного и радиовещательного средства массовой информации
1. В каждом выпуске радио-, телепрограммы должно объявляться (указываться) название программы.
2. При непрерывном вещании средства массовой информации название радио-, телепрограммы должно объявляться (указываться) не реже четырех раз в сутки.
Статья 26. Официальные информационные сообщения
1. Государственные телевизионные и радиовещательные средства массовой информации обеспечивают распространение в радио-, телепередачах заявлений и обращений Президента Республики Беларусь, иных лиц, занимающих высшие государственные должности Республики Беларусь, а также информации о других общественно значимых фактах, о деятельности государственных органов и иных государственных организаций.
2. Президент Республики Беларусь имеет право без предварительного согласования с государственными телевизионными и радиовещательными средствами массовой информации обращаться к народу Республики Беларусь по важным вопросам общественно-политической жизни.
Глава 6
ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Статья 27. Республиканский орган государственного управления в сфере массовой информации
Республиканским органом государственного управления в сфере массовой информации является Министерство информации Республики Беларусь, которое в пределах своей компетенции проводит государственную политику, осуществляет регулирование, управление и координацию деятельности других республиканских органов государственного управления в сфере массовой информации, осуществляет государственную регистрацию средств массовой информации и выполняет иные функции, определенные настоящим Законом, иными актами законодательства Республики Беларусь.
Статья 28. Общественный координационный совет в сфере массовой информации
1. Республиканским органом государственного управления в сфере массовой информации создается общественный координационный совет в сфере массовой информации, состоящий из представителей государственных органов, общественных объединений, средств массовой информации, других организаций и иных лиц.
2. Состав общественного координационного совета в сфере массовой информации и положение о нем утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.
3. Решения общественного координационного совета в сфере массовой информации носят рекомендательный характер.
Статья 29. Статус учредителя (учредителей) средства массовой информации
1. Учредитель (учредители) средства массовой информации вправе:
1.1. выступать в качестве юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации (если учредителем средства массовой информации является юридическое лицо), распространителя продукции средства массовой информации;
1.2. передавать свои права и обязанности третьему лицу на основании договора в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
1.3. в случаях, предусмотренных в решении о редакции средства массовой информации либо в договоре о редакции средства массовой информации, прекратить выпуск средства массовой информации. Решение учредителя (учредителей) о прекращении выпуска средства массовой информации в трехдневный срок со дня его принятия направляется в республиканский орган государственного управления в сфере массовой информации;
1.4. осуществлять иные права в соответствии с настоящим Законом.
2. Учредитель (учредители) средства массовой информации не имеет права вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, решением о редакции средства массовой информации либо договором о редакции средства массовой информации.
3. Учредитель (учредители) средства массовой информации несет ответственность за выполнение требований, заявленных им при учреждении и государственной регистрации средства массовой информации, установленных настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь, а также за содержание информации, распространяемой учрежденным им средством массовой информации.
4. Права и обязанности учредителя (учредителей) средства массовой информации могут переходить по наследству к его наследникам в случае, если учредителем (учредителями) средства массовой информации является физическое лицо (физические лица).
Статья 30. Статус юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации
Юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, осуществляет производство и выпуск средства массовой информации на основе настоящего Закона, иных актов законодательства Республики Беларусь, решения о редакции средства массовой информации либо договора о редакции средства массовой информации.
Статья 31. Статус главного редактора (редактора) средства массовой информации
1. Главный редактор (редактор) средства массовой информации осуществляет свою профессиональную деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными актами законодательства Республики Беларусь.
2. Главный редактор (редактор) средства массовой информации принимает окончательное решение в отношении производства и выпуска средства массовой информации.
3. Главный редактор (редактор) средства массовой информации несет ответственность за соблюдение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.
Статья 32. Информационное агентство
Информационные агентства, а также учреждаемые ими средства массовой информации регистрируются в порядке, предусмотренном статьями 11 - 13 настоящего Закона для средств массовой информации.
Статья 33. Корреспондентский пункт
1. В целях сбора, хранения и создания (подготовки) информационных сообщений и (или) материалов, а также распространения продукции средства массовой информации юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, может открывать корреспондентские пункты.
2. Порядок открытия корреспондентских пунктов устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 34. Статус журналиста средства массовой информации
1. В своей профессиональной деятельности журналист средства массовой информации, в том числе иностранного, руководствуется Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными актами законодательства Республики Беларусь и нормами профессиональной этики журналистов.
2. В связи с осуществлением профессиональных обязанностей журналист средства массовой информации имеет право:
2.1. собирать, запрашивать и получать информацию из государственных органов, от политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц, а также хранить и распространять информацию, необходимую для осуществления его профессиональной деятельности;
2.2. присутствовать в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь, в районах вооруженных конфликтов или чрезвычайных ситуаций, на массовых мероприятиях, в местах других общественно важных событий и передавать оттуда информацию;
2.3. производить при наличии аккредитации или по согласованию с физическими или юридическими лицами в отношении этих лиц записи, в том числе с использованием средств аудиовизуальной техники, кино- и фотосъемок, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь;
2.4. обращаться к специалистам при проверке фактов и обстоятельств в связи с поступившими информационными сообщениями и (или) материалами;
2.5. высказывать свое личное мнение по информационным сообщениям и (или) материалам, предназначенным для распространения, за своей подписью;
2.6. распространять подготовленные им информационные сообщения и (или) материалы за своей подписью, под псевдонимом либо без подписи, оговаривать в случае необходимости сохранение тайны авторства.
3. Журналист средства массовой информации имеет также иные права в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
4. Журналист средства массовой информации обязан:
4.1. уважать права, свободы и законные интересы физических лиц, права и законные интересы юридических лиц;
4.2. проверять достоверность полученных им сведений;
4.3. предоставлять для распространения достоверную информацию;
4.4. указывать по желанию лиц, предоставляющих информацию, их авторство;
4.5. сохранять конфиденциальность информации и источники ее получения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39 настоящего Закона;
4.6. получать согласие на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни физического лица от самого физического лица либо его законного представителя, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь;
4.7. получать согласие физических лиц на проведение аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемок, за исключением их проведения в местах, открытых для массового посещения, на массовых мероприятиях, а также случая, предусмотренного статьей 40 настоящего Закона;
4.8. отказаться от данного ему учредителем (учредителями), главным редактором (редактором) средства массовой информации задания, если это задание либо его выполнение связаны с нарушением законодательства Республики Беларусь;
4.9. при осуществлении профессиональной деятельности предъявлять по требованию служебное удостоверение. Форма служебного удостоверения журналиста средства массовой информации, зарегистрированного на территории Республики Беларусь, устанавливается республиканским органом государственного управления в сфере массовой информации.
5. Журналист средства массовой информации исполняет также иные обязанности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
6. Журналист иностранного средства массовой информации имеет права и исполняет обязанности журналиста, предусмотренные настоящей статьей, а также иными актами законодательства Республики Беларусь.
Статья 35. Аккредитация журналистов средств массовой информации
1. Журналисты средств массовой информации имеют право на аккредитацию при государственных органах, политических партиях, других общественных объединениях, иных юридических лицах для освещения организуемых ими заседаний, совещаний и других мероприятий в порядке, установленном этими государственными органами, политическими партиями, другими общественными объединениями, иными юридическими лицами.
2. Не допускается необоснованный отказ в аккредитации журналистов средств массовой информации.
3. Аккредитация журналистов иностранных средств массовой информации в Республике Беларусь проводится Министерством иностранных дел Республики Беларусь в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Для освещения заседаний, совещаний и других мероприятий, организуемых государственными органами, политическими партиями, другими общественными объединениями, иными юридическими лицами, журналисты иностранных средств массовой информации обязаны также получить аккредитацию в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи.
4. Осуществление профессиональной деятельности журналистов иностранных средств массовой информации на территории Республики Беларусь без аккредитации запрещается.
Глава 7
ОТНОШЕНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ОРГАНАМИ, ИНЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ И ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
Статья 36. Право на получение, хранение и распространение информации
1. Физическим лицам гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.
2. Государственные органы, политические партии, другие общественные объединения, иные юридические лица, а также их должностные лица могут представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и иными способами.
Статья 37. Информация ограниченного доступа
В порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, ограничивается доступ к:
сведениям, составляющим государственные секреты, коммерческую, личную или иную охраняемую законом тайну;
сведениям о системе организации, об источниках, о способах, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности;
материалам дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства до окончания производства по уголовному делу;
иной информации, предусмотренной законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 38. Информация, распространение которой в средствах массовой информации запрещено
1. В средствах массовой информации запрещено распространение:
1.1. информации от имени организаций, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию (перерегистрацию) в случаях, когда такая регистрация (перерегистрация) является обязательной в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, а также организаций, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение уполномоченного государственного органа об их ликвидации;
1.2. сведений, пропагандирующих использование и потребление наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в немедицинских целях, а также сведений о способах и методах разработки, изготовления, использования и местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров;
1.3. информации, направленной на пропаганду войны, насилия, жестокости, экстремистской деятельности или содержащей призывы к такой деятельности, а также другой информации, распространение которой запрещено настоящим Законом, иными актами законодательства Республики Беларусь.
2. В радио-, теле-, видео-, кинохроникальных программах запрещается использование скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей или оказывающих вредное влияние на их здоровье.
Статья 39. Защита источника информации
1. Юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, журналист средства массовой информации не обязаны называть источник информации и не вправе раскрывать данные о физическом или юридическом лице, предоставившем сведения, без согласия этого лица.
2. Источник информации и данные о физическом или юридическом лице, предоставившем сведения, называются по требованию органа уголовного преследования, суда в связи с производством предварительного расследования, судебным разбирательством.
Статья 40. Использование скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемок
Распространение в средствах массовой информации информационных сообщений и (или) материалов, подготовленных с использованием аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки физического лица без его согласия, допускается только при принятии мер против возможной идентификации данного лица посторонними лицами, а также при условии, что распространение этих информационных сообщений и (или) материалов не нарушает конституционных прав и свобод личности и необходимо для защиты общественных интересов, за исключением случаев распространения таких информационных сообщений и (или) материалов по требованию органа уголовного преследования, суда в связи с производством предварительного расследования, судебным разбирательством.
Статья 41. Использование авторских произведений и писем
1. При использовании в средствах массовой информации авторских произведений и писем авторские и смежные права в отношении таких произведений и писем сохраняются за их авторами либо другими правообладателями. Автор либо другой правообладатель могут определить условия и характер использования предоставленных редакции средства массовой информации произведения или письма.
2. Юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, по своему усмотрению отбирает и распространяет в средстве массовой информации адресованные ему письма. При распространении в средствах массовой информации писем допускаются редактирование и сокращение их текста при условии, что это не искажает смысла писем. В случае необходимости юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, пересылает письма тем государственным органам, политическим партиям, другим общественным объединениям, иным юридическим лицам и их должностным лицам, к компетенции которых относится их рассмотрение.
3. Никто не имеет права обязать юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, распространять отклоненные им информационные сообщения и (или) материалы, если иное не предусмотрено настоящим Законом, иными актами законодательства Республики Беларусь.
Статья 42. Право на опровержение (ответ)
1. Физические лица вправе требовать от юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, опровержения распространенных сведений, если эти сведения не соответствуют действительности и порочат их честь, достоинство или деловую репутацию.
Юридические лица, в том числе иностранные, вправе требовать от юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, опровержения распространенных сведений, если эти сведения не соответствуют действительности и порочат их деловую репутацию.
2. Если юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, не имеет доказательств того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, оно обязано распространить опровержение (поправку либо уточнение).
3. Физические лица, государственные органы, политические партии, другие общественные объединения, иные юридические лица, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, ущемляющие их права или охраняемые законом интересы, имеют право на распространение своего ответа в том же средстве массовой информации.
4. Опровержение распространенных в средстве массовой информации сведений, не соответствующих действительности, не лишает физических и юридических лиц права на обращение в судебном порядке за защитой их чести, достоинства или деловой репутации.
Статья 43. Порядок распространения опровержения (ответа)
1. В опровержении (ответе) должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены средством массовой информации.
2. Печатное средство массовой информации обязано распространить опровержение (ответ) в специальной рубрике либо на том же месте полосы и тем же шрифтом, что и опровергаемые информационные сообщение и (или) материал.
3. В телевизионных или радиовещательных средствах массовой информации опровержение (ответ) должно быть передано в то же время суток и в той же передаче или в передаче схожей тематики, что и опровергаемые информационные сообщение и (или) материал.
4. Опровержение (ответ) должно быть распространено:
4.1. в средствах массовой информации, выпуск которых осуществляется не реже одного раза в неделю, - не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования об опровержении (ответе) или его текста;
4.2. в других средствах массовой информации - при очередном выпуске.
Статья 44. Основания для отказа в распространении опровержения (ответа)
1. Юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, вправе отказать в распространении опровержения сведений, указанных в пункте 1 статьи 42 настоящего Закона, если опровергаются сведения, ранее опровергнутые в данном средстве массовой информации.
2. Юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, не освобождается от обязанности по опровержению сведений, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 52 настоящего Закона.
3. Юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, вправе отказать в распространении ответа, если данное требование:
3.1. содержит информацию, распространение которой ограничено или запрещено в соответствии со статьями 37 и 38 настоящего Закона;
3.2. противоречит вступившему в законную силу решению суда;
3.3. является анонимным.
4. Отказ в распространении опровержения (ответа) в пятидневный срок направляется заинтересованным лицам в письменной форме с указанием причин отказа.
5. Отказ в распространении опровержения (ответа) либо нарушение порядка распространения опровержения (ответа) могут быть обжалованы в судебном порядке.
Глава 8
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Статья 45. Международное сотрудничество средств массовой информации
Средства массовой информации участвуют в международном сотрудничестве на основе международных договоров Республики Беларусь.
Статья 46. Корреспондентские пункты иностранных средств массовой информации
1. В Республике Беларусь могут открываться корреспондентские пункты иностранных средств массовой информации.
2. Порядок открытия корреспондентских пунктов иностранных средств массовой информации устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 47. Корреспондентские пункты средств массовой информации Республики Беларусь в иностранных государствах
1. Средства массовой информации, зарегистрированные в Республике Беларусь, имеют право открывать корреспондентские пункты в иностранных государствах в соответствии с законодательством этих государств с обязательным письменным уведомлением республиканского органа государственного управления в сфере массовой информации.
2. Уведомление об открытии корреспондентского пункта в иностранном государстве направляется в республиканский орган государственного управления в сфере массовой информации в месячный срок со дня открытия корреспондентского пункта.
Глава 9
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Статья 48. Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о средствах массовой информации
Нарушение законодательства Республики Беларусь о средствах массовой информации влечет уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 49. Письменное предупреждение
1. Письменное предупреждение выносится республиканским органом государственного управления в сфере массовой информации юридическому лицу, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, в случае:
1.1. совершения действий, противоречащих требованиям настоящего Закона, в том числе доведения до всеобщего сведения информации, распространение которой ограничено или запрещено в соответствии со статьями 37 и 38 настоящего Закона;
1.2. распространения недостоверной информации, которая может причинить вред государственным или общественным интересам;
1.3. производства и (или) распространения продукции средства массовой информации без разрешения главного редактора (редактора) средства массовой информации;
1.4. распространения сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство или деловую репутацию физических лиц либо деловую репутацию юридических лиц.
2. Письменное предупреждение выносится учредителю (учредителям) средства массовой информации в случае нарушения требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 29 настоящего Закона.
3. Письменное предупреждение не позднее чем в трехдневный срок после его вынесения выдается либо направляется по почте юридическому лицу, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, либо учредителю (учредителям) средства массовой информации с указанием допущенных нарушений и срока их устранения.
Юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, учредитель (учредители) средства массовой информации обязаны письменно сообщить в республиканский орган государственного управления в сфере массовой информации об устранении нарушений, послуживших основанием для вынесения письменного предупреждения, и представить подтверждающие документы не позднее чем в трехдневный срок по истечении срока устранения нарушений, установленного в письменном предупреждении.
4. Решение о вынесении письменного предупреждения может быть в месячный срок обжаловано юридическим лицом, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, либо учредителем (учредителями) средства массовой информации в судебном порядке.
Статья 50. Приостановление выпуска средства массовой информации
1. Выпуск средства массовой информации может быть приостановлен на срок до трех месяцев решением республиканского органа государственного управления в сфере массовой информации в случаях, если:
1.1. юридическому лицу, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, либо учредителю (учредителям) средства массовой информации было вынесено письменное предупреждение и эти юридическое лицо либо учредитель (учредители) средства массовой информации в сроки, предусмотренные пунктом 3 статьи 49 настоящего Закона, не устранили нарушения, послужившие основанием для вынесения письменного предупреждения, либо не сообщили в республиканский орган государственного управления в сфере массовой информации об их устранении с представлением подтверждающих документов;
1.2. республиканский орган государственного управления в сфере массовой информации предъявил в суд иск о прекращении выпуска средства массовой информации.
2. Решение о приостановлении выпуска средства массовой информации может быть принято не позднее чем в трехмесячный срок со дня возникновения оснований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
3. Решение о приостановлении выпуска средства массовой информации может быть обжаловано в месячный срок в судебном порядке юридическим лицом, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, либо учредителем (учредителями) средства массовой информации.
Статья 51. Прекращение выпуска средства массовой информации
1. Выпуск средства массовой информации может быть прекращен решением суда по иску республиканского органа государственного управления в сфере массовой информации либо прокурора.
2. Республиканский орган государственного управления в сфере массовой информации может предъявить в суд иск о прекращении выпуска средства массовой информации в случае:
2.1. однократного нарушения положений настоящего Закона, устанавливающих порядок распространения продукции иностранными средствами массовой информации, официальных информационных сообщений и (или) материалов, продукции эротического характера, а также порядок осуществления телевизионного вещания и радиовещания;
2.2. вынесения юридическому лицу, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, либо учредителю (учредителям) средства массовой информации в течение года двух и более письменных предупреждений;
2.3. получения свидетельства о государственной регистрации средства массовой информации с нарушением законодательства Республики Беларусь путем внесения заведомо ложных сведений в документы, представленные для государственной регистрации средства массовой информации.
3. Решение о прекращении выпуска средства массовой информации может быть принято не позднее чем в трехмесячный срок со дня возникновения оснований, предусмотренных подпунктами 2.1 и 2.2 пункта 2 настоящей статьи.
4. Прокурор может предъявить в суд иск о прекращении выпуска средства массовой информации в случае, если должностным лицам юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, либо учредителю (учредителям) средства массовой информации в течение года было вынесено два и более официальных предупреждения прокурора о недопустимости повторного совершения правонарушений, влекущих за собой ответственность, установленную настоящим Законом, иными актами законодательства Республики Беларусь о средствах массовой информации, либо подготовки к совершению ими противоправных действий.
Статья 52. Обстоятельства, исключающие ответственность
1. Журналист, учредитель (учредители) средства массовой информации, главный редактор (редактор) средства массовой информации, юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, распространитель продукции средства массовой информации, информационное агентство, корреспондентский пункт не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, если эти сведения:
1.1. получены от государственных органов, иных государственных организаций, их должностных лиц, а также содержатся в официальных информационных сообщениях и (или) материалах;
1.2. получены от информационных агентств при условии наличия ссылок на данные информационные агентства;
1.3. получены от политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц, а также содержатся в официальных информационных сообщениях и (или) материалах пресс-служб политических партий, других общественных объединений и иных юридических лиц;
1.4. являются дословным воспроизведением официальных выступлений должностных лиц государственных органов;
1.5. содержатся в информационных сообщениях и (или) материалах телевизионных и радиовещательных средств массовой информации, выходящих в эфир без предварительной записи.
2. Субъекты правоотношений в сфере массовой информации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, перед распространением сведений, которые могут дискредитировать Республику Беларусь, а также порочить честь, достоинство или деловую репутацию физических лиц либо деловую репутацию юридических лиц, полученных из источников, указанных в подпункте 1.3 пункта 1 настоящей статьи, обязаны проверить достоверность указанных сведений и предоставить возможность распространения одновременного комментария физических и (или) юридических лиц, в том числе государственных органов и иных государственных организаций (их пресс-служб), в отношении которых могут быть распространены данные сведения либо в компетенцию которых входит подготовка разъяснений в отношении распространяемой информации.
В случае невыполнения требований, предусмотренных частью первой настоящего пункта, субъекты правоотношений в сфере массовой информации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не освобождаются от ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности.
3. За субъектами правоотношений в сфере массовой информации, указанными в пункте 1 настоящей статьи, сохраняется право не распространять сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи.
Сообщений: 263 Откуда: Менск, Беларусь Зарегистрирован: 01 Февраля 2007, 14:00:49 Пол:
Не определен Статус: offline
Опубликовано 23 Июня 2009, 07:05:35
Глава 10
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 53. Признание утратившими силу некоторых законов Республики Беларусь и их отдельных положений
Признать утратившими силу:
1. Закон Республики Беларусь от 13 января 1995 года "О печати и других средствах массовой информации" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1995 г., N 12, ст. 121).
2. Закон Республики Беларусь от 7 июня 1996 года "О внесении дополнений в Закон Республики Беларусь "О печати и других средствах массовой информации" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1996 г., N 21, ст. 378).
3. Закон Республики Беларусь от 8 января 1998 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О печати и других средствах массовой информации" и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях" (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., N 5, ст. 27).
4. Статью 4 Закона Республики Беларусь от 9 июля 1999 года "О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 54, 2/56).
5. Закон Республики Беларусь от 13 декабря 1999 года "О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 2, 2/112).
6. Статью 12 Закона Республики Беларусь от 29 июня 2006 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 107, 2/1235).
7. Пункт 2 статьи 32 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 года "О рекламе" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 119, 2/1321).
8. Пункт 12 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 147, 2/1336).
9. Статью 3 Закона Республики Беларусь от 26 декабря 2007 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам уплаты государственной пошлины" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 305, 2/1398).
10. Статью 1 Закона Республики Беларусь от 2 мая 2008 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обязательного бесплатного экземпляра документов и библиотечного дела" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 119, 2/1434).
Статья 54. Меры по реализации положений настоящего Закона
Пункт 1 статьи 54 вступил в силу со дня официального опубликования (статья 55 данного документа).
1. Совету Министров Республики Беларусь в пятимесячный срок:
1.1. подготовить и внести в установленном порядке предложения по приведению законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
1.2. принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.
2. Средствам массовой информации в течение одного года пройти перерегистрацию в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом.
При этом основания для отказа в государственной регистрации средств массовой информации, предусмотренные подпунктами 1.5 и 1.6 пункта 1 статьи 15 настоящего Закона, не применяются при перерегистрации средств массовой информации, зарегистрированных в установленном порядке на день принятия настоящего Закона.
Статья 55 вступила в силу со дня официального опубликования.
Статья 55. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и пункта 1 статьи 54, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.
Сообщений: 263 Откуда: Менск, Беларусь Зарегистрирован: 01 Февраля 2007, 14:00:49 Пол:
Не определен Статус: offline
Опубликовано 23 Июня 2009, 07:06:26
Конституция
Республики Беларусь
(от 15 марта 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских
референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)
(извлечения)
<…>
Раздел I
Основы конституционного строя
<…>
Статья 4
Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.
Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.
Статья 5. Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.
Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.
Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.
<…>
Статья 17
Государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки.
<…>
Раздел II
Личность, общество, государство
<…>
Статья 23
Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.
<…>
Статья 28
Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.
<…>
Статья 33
Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение.
Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них.
Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются.
Статья 34
Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.
Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.
Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав.
<…>
Статья 53
Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц.
<…>
Раздел IV
Президент, парламент, правительство, суд
Глава 3
Президент Республики Беларусь
Статья 79
Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.
Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.
<…>
Сообщений: 263 Откуда: Менск, Беларусь Зарегистрирован: 01 Февраля 2007, 14:00:49 Пол:
Не определен Статус: offline
Опубликовано 23 Июня 2009, 07:07:08
Декларация принципов поведения журналиста
(Международной Федерации Журналистов)
Принята на Втором Всемирном Конгрессе Международной Федерации журналистов в Бордо 25-28 апреля 1954 года; изменения внесены на XVIII Всемирном Конгрессе МФЖ в Хельсинки 2-6 июня 1986 года.
Международная декларация провозглашается в качестве стандарта профессионального поведения журналистов в области приобретения, передачи, распространения и комментирования информации и описания событий.
1. Уважение правды и права общества знать правду - первоочередной долг журналиста.
2. Осуществляя профессиональную деятельность, журналист обязан отстаивать принцип свободы при честном сборе и публикации информации и права на честный комментарий и критику.
3. Журналист обязан оперировать только той информацией, источник которой ему известен. Журналист не должен пренебрегать важной информацией или фальсифицировать документы.
4. Получая информацию, фотографии и документы, журналист должен использовать только честные методы.
5. Журналист должен сделать все возможное для исправления или опровержения информации, которая может нанести серьезный ущерб.
6. Журналист обязан соблюдать профессиональную тайну и не разглашать источник информации.
7. Журналист должен отдавать себе отчет в той опасности, которую таит в себе призыв к дискриминации, распространенный через СМИ, и должен сделать все возможное для того, чтобы избежать даже невольного стимулирования дискриминации на основе расы, пола, сексуальной ориентации, языка, религии, политических или иных взглядов, национального и социального происхождения.
8. Журналист должен считать серьезными профессиональными нарушениями:
- плагиат;
- умышленное искажение фактов;
- клевету, оскорбление, необоснованное обвинение;
- получение взятки в любой форме за публикацию (непубликацию) того или иного материала.
9. Журналист, достойный этого высокого звания, считает своим долгом добросовестно выполнять вышеизложенные принципы. Действуя в рамках законодательства своей страны, журналист при решении профессиональных вопросов признает только юрисдикцию коллег, в том числе и в случае вмешательства в такого рода вопросы правительства или других ответственных лиц.
Сообщений: 263 Откуда: Менск, Беларусь Зарегистрирован: 01 Февраля 2007, 14:00:49 Пол:
Не определен Статус: offline
Опубликовано 23 Июня 2009, 07:08:04
Международные принципы журналистской этики
(Международные принципы журналистской этики приняты на IV Консультативной встрече международных и региональных профессиональных журналистских организаций в 1983 г. в Праге)
Принцип I. Право людей на получение истинной информации
Народы и люди имеют право получать объективное изображение действительности посредством точной и исчерпывающей информации, а также право свободно выражать свою точку зрения при помощи различных форм культуры и коммуникации.
Принцип II. Верность журналиста объективной реальности
Первейшая задача журналиста — гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности. Журналист излагает факты добросовестно, сохраняя их подлинный смысл, вскрывая важнейшие связи и не допуская искажений. Он максимально использует свои творческие способности для того, чтобы общественность получила достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное и связное представление о мире. Так, чтобы происхождение, природа и сущность событий, течение и положение дел были поняты как можно более объективно.
Принцип III. Социальная ответственность журналиста
В журналистике информация понимается как общественное благо, а не как предмет потребления. Это означает, что журналист разделяет ответственность за переданную информацию. Он ответствен не только перед теми, кто контролирует средства массовой информации, но прежде всего перед широкой общественностью, принимая во внимание различные социальные интересы. Социальная ответственность журналиста требует, чтобы во всех обстоятельствах он действовал в соответствии со своим нравственным сознанием.
Принцип IV. Профессиональная честность журналиста
Общественная роль требует от журналиста высокой профессиональной честности, которая предполагает его право воздерживаться от работы, противоречащей его убеждениям, отказ раскрыть источники информации, а также право участвовать в принятии решений в тех органах массовой информации, где он работает. Профессиональная честность не позволяет журналисту принимать какие-либо подачки от заинтересованных лиц, а также выражать частные интересы, противоречащие всеобщему благу. В этические принципы журналиста входит уважение интеллектуальной собственности, в частности, недопустимость плагиата.
Принцип V. Общедоступность средств массовой информации и участие общественности в их работе
Характер профессии требует, чтобы журналист способствовал общедоступности в работе средств массовой информации. Это предполагает обязанность исправления ошибки и право на ответ.
Принцип VI. Уважение частной жизни и человеческого достоинства
Нормы профессиональной морали требуют от журналиста уважать достоинство человека и его право на частную жизнь, в соответствии с требованиями международного права человека, и защищать его репутацию от оскорблений, клеветы, ложных обвинений.
Принцип VII. Уважение общественных интересов
Профессиональные нормы предписывают журналисту уважать интересы общества, его демократические институты, общественную мораль.
Принцип VIII. Уважение всеобщих ценностей и многообразия культур
Истинный журналист выступает за всеобщие ценности гуманизма, прежде всего за мир, демократию, социальный прогресс, права человека и национальное освобождение. Он с уважением относится к отличительным особенностям, ценностям и достоинству каждой национальной культуры, а также к праву народов свободно выбирать и развивать свою политическую, социальную, экономическую и культурную системы. Таким образом, журналист активно участвует в социальных преобразованиях, направленных на расширение демократии. Посредством диалога журналист способствует созданию в международных отношениях климата доверия, содействующего миру и справедливости, разрядке международной напряженности, разоружению и национальному развитию. Профессиональная этика обязывает журналиста быть в курсе соответствующих международных соглашений, деклараций и резолюций.
Принцип IX. Устранение войны и других зол, противостоящих человечеству
Нравственная обязанность уважать всеобщие ценности гуманизма требует от журналиста воздерживаться от любой формы подстрекательства или оправдания агрессивных войн, гонки вооружений, особенно ядерных, от апологии иных форм насилия, ненависти и дискриминации, в частности расизма и апартеида. Она настаивает на противодействии тираническим режимам, колониализму и неоколониализму, а также другим бедствиям, причиняющим человечеству страдания, таким, как нищета, недоедание, болезни. Действуя таким образом, журналист поможет устранять неосведомленность и непонимание в отношениях между народами, пробудит у соотечественников восприимчивость к нуждам и желаниям народов других стран, обеспечит уважение прав и достоинства всех наций, всех народов и всех людей вне зависимости от пола, расы, языка, национальности, религиозных взглядов и философских убеждений.
Принцип X. Содействие новому международному порядку в области информации
В современном мире журналист действует в рамках движения за установление новых международных отношений в целом и нового международного информационного порядка, в частности. Этот новый порядок, понимаемый как неотъемлемая часть нового международного экономического порядка, направлен на деколонизацию и демократизацию в области информации и коммуникации (как в национальном, так и в международном плане) на базе мирного сосуществования народов и полного уважения их культурной самобытности. Долг журналиста — способствовать процессу демократизации международных отношений в области информации и коммуникации, в особенности охранять и укреплять мир и дружеские отношения между народами и государствами.
Сообщений: 263 Откуда: Менск, Беларусь Зарегистрирован: 01 Февраля 2007, 14:00:49 Пол:
Не определен Статус: offline
Опубликовано 23 Июня 2009, 07:08:31
Международные принципы профессиональной этики в журналистике
ЮНЕСКО, 1983 год
Международные и региональные организации профессиональных журналистов, в ряды которых входят 400 тысяч журналистов в разных странах мира, объединились после консультативных встреч, проведенных под эгидой ЮНЕСКО в 1978 году,
Вторая консультативная встреча (в Мехико в 1980 году) выразила решительную поддержку Декларации ЮНЕСКО об Основных принципах вклада средств массовой информации в укрепление мира, международного взаимопонимания, развития прав человека и противостояния апартеиду, расизму и призывам к войне. Кроме того, на встрече была принята “Декларация Мехико”. Она включала в себя ряд принципов, заложенных в действующих национальных и региональных Кодексах журналистской этики, а также соответствующие положения, содержащиеся в различных международных правовых инструментах.
Четвертая консультативная встреча в 1983 году в Париже и Праге отметила непреходящие ценности Декларации ЮНЕСКО, где в числе прочих отмечено, что “осуществление свободы слова, мнения и информации, признаваемое важной составной частью прав человека, является жизненно важным фактором укрепления мира и международного взаимопонимания. Кроме этого, на встрече подчеркивалась та огромная роль, которую информация и коммуникация играют на национальном и международном уровне, учитывая возросшую социальную ответственность средств массовой информации и журналистов.
На основе вышеизложенного в качестве международной основы и источника дополнительного стимулирования для составления кодексов этики на национальном и региональном уровне были выработаны следующие принципы профессиональной этики журналистов. Эти принципы предназначены для независимого развития профессиональными организациями средствами и методами, наиболее приемлемыми для их членов.
Принцип №1. Право граждан на достоверную информацию
Народ в целом и отдельные граждане имеют право видеть объективное отражение действительности путем получения достоверной и точной информации, а также выражать свою точку зрения через СМИ как средства связи и культурного обмена.
Принцип № 2. Объективное освещение событий - долг журналиста
Первоочередная задача журналиста - обеспечить право граждан на достоверную и объективную информацию через правдивое освещение происходящих событий, когда факты освещаются в их собственном контексте, с указанием связей различных явлений и без искажений, будучи творчески обработаны журналистом. В этом случае общественность имеет возможность формирования картины реально происходящих событий через доступ к достоверной информации, в которой корни и природа событий, процесс развития и нынешнее состояние фактов отражены максимально объективно.
Принцип №3. Социальная ответственность журналиста
Информация в журналистике понимается не как удобство, а как социальное благо. Это означает, что журналист несет ответственность за сообщаемую им информацию и ответствен не только перед лицами, контролирующими средства массовой информации, но и перед общественностью в целом, учитывая целый спектр различных социальных интересов, затрагиваемых СМИ. Социальная ответственность журналиста требует от него действовать в любых обстоятельствах в соответствии с личными представлениями об этике.
Принцип №4. Профессиональная честность журналиста
Та социальная роль, которую выполняет журналистика, предъявляет к представителям этой профессии высокие стандарты честности, включая право журналиста не выполнять работу вопреки своему убеждению и принципам, право сохранять конфиденциальность источника информации, участвовать в принятии решений для того СМИ, в котором он работает. Профессиональная честность запрещает журналисту принимать вознаграждения в любой форме за представление чьего-либо частного интереса в противовес общественному благу. Профессиональная этика включает в себя также уважение интеллектуальной собственности, в частности неприемлемость плагиата.
Принцип №5. Общественный доступ к информации и участие в СМИ
Природа профессии требует от журналиста обеспечивать доступ общественности к информации и участие граждан в работе СМИ, включая право на опровержение и право на ответ.
Принцип №6. Уважение частной жизни и достоинства
Неотъемлемая часть профессиональных стандартов журналистики - уважение права граждан на частную жизнь и человеческое достоинство в соответствии с положениями международного и национального права в области защиты прав и репутации граждан, запрещения клеветы, оскорбления и диффамации.
Принцип №7. Уважение общественных интересов
Профессиональные стандарты журналистики включают в себя уважение интересов общества, его демократических институтов и общественной морали.
Принцип №8. Уважение всеобщих ценностей и многообразия культур
Настоящий журналист отстаивает всеобщие ценности гуманизма, прежде всего мир, демократию, права человека, социальный прогресс, национальное освобождение, в то же время отдавая должное уважение различиям, ценностям и достижениям каждой культуры в отдельности как праву каждого народа свободно выбирать и развивать свою политическую, социальную, экономическую и культурную систему. С этой целью журналист активно участвует в социальных преобразованиях, совершенствовании общества, Он вносит вклад в становление климата доверия в международных отношениях, содействуя всеобщему миру и справедливости, политике разрядки, разоружения, национального развития, Этика профессии требует от журналиста знания соответствующих положений, содержащихся в международных конвенциях, декларациях и резолюциях.
Принцип №9. Борьба против войн и других бед, грозящих человечеству
Этические обязательства перед всеобщими ценностями гуманизма призывают журналиста воздерживаться от любых форм оправдания агрессивных войн и гонки вооружений (особенно ядерной) либо призывов к ним, а также от оправдания любых форм насилия, вражды или дискриминации, в частности, расизма и апартеида, тирании со стороны отдельных режимов, колониализма и неоколониализма, а также таких бед, угрожающих человечеству, как нищета, голод и болезни. Таким образом, журналист способен помочь устранить непонимание между народами, сделать граждан своей страны более восприимчивыми к страданиям других, обеспечить уважение прав и достоинства наций, народов и всех отдельных граждан независимо от расы, пола, языка, национальности, исповедуемой религии или философских воззрений.
Принцип №10. Развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка
Журналист работает в современном мире в условиях продвижения к новым международным отношениям в целом и новому информационному порядку, в частности. Будучи частью Нового Международного Экономического Порядка, он нацелен на деколонизацию и демократизацию в области информации и коммуникации как на национальном, так и на международном уровне. Базой для нового устройства призвано служить мирное сосуществование между народами и полное уважение их культурной самобытности. Долг журналиста - способствовать демократизации международных отношений в области информации, в частности, защищать и развивать мирные и дружеские отношения между странами и народами.
Международные принципы профессиональной этики в журналистике были подготовлены на консультативных встречах ряда международных и региональных организаций в период с 1978 по 1983 год. Это Международная организация журналистов (JOI-МОЖ), Международная федерация журналистов (IFJ-МФЖ), Международный католический союз прессы (UCIP), Латиноамериканская федерация журналистов (FELAP), Латиноамериканская федерация работников прессы (FELATRAP), Федерация арабских журналистов (FAJ), Союз африканских журналистов (UAJ), Конфедерация журналистов АСЕАН (CAJ) Международная федерация журналистов не принимала участие в заключительной встрече в Париже ноябре 1983 года, где был принят приведенный выше документ.